24 сентября: история о том, как дивизия ВДВ США защитила право чернокожих ребят на учебу в обычной американской школе

на фото: Элизабет Экфорд пытается пройти в школу города Литл-Рок 4 сентября 1957 года. На заднем плане — кричащая толпа белых расистов и солдат Национальной гвардии.
на фото: Элизабет Экфорд пытается пройти в школу города Литл-Рок 4 сентября 1957 года. На заднем плане — кричащая толпа белых расистов и солдат Национальной гвардии.

24 сентября 1957 — Президент США Д. Эйзенхауэр послал в Литл-Рок 1200 десантников для охраны от расистов девяти чернокожих школьников, посещающих общую школу.




По началу ситуация приняла совершенно неприятный оборот. Губернатор штата Арканзас Орвал Фобус отказался выполнить решение суда («Браун против Совета по образованию») о совместном обучении чернокожих и белых школьников, которое де-юре запрещало расовую сегрегацию в США. В подтверждении своего запрета чернокожим детям он не просто воспрепятствовал девятерым чернокожим юношем и девущкам поступить в Центральную среднюю школу, но и в день начала занятий  распорядился окружить школу войсками Национальной гвардии штата. Солдаты с поднятыми штыками отказывались пропустить детей в школу. Собравшаяся толпа белых начала запугивать детей, выкрикивая угрозы и оскорбления.

Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, вспоминала день, когда она пришла в школу:

Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать ее! Линчевать ее!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и ее лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул «Тащите ее к дереву! Надо заняться ниггером!» 

После того, как кризис в Литл-Роке привлёк внимание СМИ и вызвал международный резонанс, президент Дуайт Эйзенхауэр направил в Литл-Рок федеральные войска. Хотя, по мнению историка Тейлора Бранча, Эйзенхауэр сам являлся «в душе сторонником сегрегации», ему пришлось выполнить решение суда.

24 сентября в город были введены 1200 солдат 101-й воздушно-десантной дивизии из Форт-Кэмпбелла, штат Кентукки. Десантники, перед которыми расступались толпы, сопровождали детей на пути в школу и охраняли их в коридорах.



Солдаты 101-й воздушно-десантной дивизии сопровождают «девятку из Литл-Рока» на занятия в школу
Солдаты 101-й воздушно-десантной дивизии сопровождают «девятку из Литл-Рока» на занятия в школу


Через два месяца, когда войска были выведены, белые школьники стали травить чернокожих детей, чтобы те покинули школу. Однако последние решили продолжать обучение. Из девятерых детей восемь окончили учебный год, один был исключён за то, что ответил на оскорбление.
Так город Литл-Рок стал одним из символов борьбы американского негритянского населения за гражданские права.




те, кто смог отстоять свое право учиться в обычных школах "для всех"
Нижний ряд, слева-направо: Телма Матершед, Минниджин Браун, Элизабет Экфорд, Глория Рей; Верхний ряд, слева-направо: Джефферсон Томас, Мелба Патилло, Терренс Роберте, Карлотта Уоллз, Дэйзи Бейтс (президент арканзасского отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения), Эрнст Грин