Дверь и щепка: фото частицы в поисках целого

 


Галина Бахматова, арт-рецепція

«У моїй руці шматочок дверей, це єдине що залишилося як спогад про мою квартиру в Херсоні.  Адже він під окупацією. В останній день перед своєю евакуацією я довго думав, що мені можна взяти з собою в дорогу як пам'ять про Херсон.  Було насправді не так багато варіантів що ж з собою взяти на згадку, але якось випадково, виходячи з квартири у двір, помітив, як від моїх других вхідних дверей (тих що з дерева вироблені) раптом відколовся невеликий шматочок дерева, ось цей шматок.  І вже збираючи сумки з речами, цей уламок дверей я поклав у папку з усіма своїми документами.  І ось мені запропонували як можна обіграти цей шматок дверей у чужому для мене просторі і поки що в ще не дуже знайомому мені місті, куди я зміг евакуюватися».

Автор фотопроекта «Дверь» Артур Сумароков рассказал это подозрительному полицейскому в Клайпеде во время фотосъемок, пребывая в арт-резиденции Menų zona, которая стала прихистком (это украинское слово непереводимо и  теперь понятно Городу и Миру) для  украинского творца из  временно оккупированного Херсона.   И слава Богу! Иначе Бог знает, что можно было подумать про полукруглую деревянную щепку, так тихо пристроенную к самым разным поверхностям, где она чувствует себя почти как дома, но не совсем…  И даже не почти.

Путешествие беженки-щепки по миру Чужих в поисках родной Двери  мы можем проследить благодаря удачно завершившейся тогда фотосессии херсонца Артура Сумарокова в пространстве Клайпеды во времени вынужденного перемещения по миру. Фотопроект для Майстерня артивізму / Artivism Manufactory, Херсон,  и  автор доверил свою скрытую надежду : пересобрать пазл разбежавшегося по швам мира, имея на руках лишь одну из миллиона его частиц… Ибо как было – так уже не будет.

Я посмотрела на весь этот джаз, и решила поделиться с вами своей арт-рецепцией про то, что нам не дано предугадать, как наше фото отзовется, и как далеко от дверей  под крышей дома своего  оно нас уведет.

Эта щепка сначала смирно уложилась на целые белые доски, между которыми были черные полоски выпавших половиц, и чем-то это напомнило клавиатуру фортепиано, и даже зазвучала музыка – для меня это были звуки из фильма «Легенда о пианисте»... И здесь  наша украинская дверь (в своем минимальном материальном выражении), наша кровиночка  пристроилась на самый кончик одного обломка, прямо  над черной пропастью черной клавиши. И эта тяга к проемам, пролетам и безднам будет замечена в ее поведении довольно часто.

Полукруг щепы на следующем фото белым полумесяцем отразился на фоне белого же пенистого моря балканского, как сразу показалось  – но скорее всего, тут какая-то серо-белая старая стена, где потертости напоминают божественную пену набежавшей волны, а утлая Одиссеева лодка  все плывет и плывет  на Итаку. А война все не заканчивается и не заканчивается…

Далее - фонарик со свечкой внутри, в стеклянном колпаке, висит на ветке неизвестного дерева, как скворечник, на фоне грубо наляпанной цементной потрескавшейся стенки. И наша щепочка пристроилась прямо на крышке того фонарика, возможно, тоже желая светить всегда, светить везде, до дней последних донца …

Потом она перебралась в щель этой самой грубо слепленной цементной стены, под которой на земле пристроились два садовых гномика -  удвоенная копия Гнома-путешественника из «Амели».

Со стенки спускаемся на ровный гладкий натуральный деревянный пол, и на нем, как бородавка, уже возвышается кругляш осколка двери от нашего дома. На ровном, гладком, геометрически правильном фоне наша украинская деталь никак не разглаживается. Торчит и колет глаз. Пазл  все еще не пересобирается.

Старые доски старых деревянных дощатых дверей, скрепленных грубой железной петлей, и прямо над ней, как отмычка, вставлена в щель между досками, наша вездесущая щепица. И как она здесь к месту!

Затем эта дранка стыдливо спряталась почти полностью, с головой в угловую маленькую расщелину между каменной кладкой стены и  под углом приставленной деревянной  целой дверью.

Но на следующем фото она решила подышать лесным воздухом, и пристроилась прямо на кресле из трех шишек на сосновой ветке, пытаясь вписаться в родную живую древесину. Но тщетно… На этом живом пахнущем дереве, на фоне мирной природы  она смотрелась, как на корове седло.

И вот прямо с высоты сосны эта щепочка – былиночка упала прямо на каменную брусчатку, и как раз уместилась между булыжниками старинной дороги, и видно, что ей там уютно.

Но долго не улежав на дороге, полезла наша лучинушка вверх – и нашлась как раз   для нее крупная щель между выщербленными камнями старой-старой кладки стены, вдоль нее еще тянутся стебельки диких желтых цветочков, и вот тут-то среди развалин белая крашенная сторона щепки от двери вписалась так органично, даже можно сказать так художественно, что глаз не оторвать.

Долго она и там не продержалась, и скатилась в выемку застывшего разлитого цемента.

Позже нашлась для нашей двери и красно-кирпичная кладка, и там наш верешок  висит совсем вертикально, как осиное гнездо, и держится на одном честном слове.

И наконец-то щепочка наша нашла себе приют – родственную душу: это обломанный кусок старой фанеры, щетинистый край которой почти полностью совпадает с гребешком обломанного полумесяцем краешка нашей маленькой щепки от большой двери большого дома. А за обломанным краем широкой фанерной стены – темнеет космос почти черной, с проплешинами другой стены, каменной.

Но проявляя неустанность поиска, все-таки частичка украинской двери нашла себе более пристойное место, чем фанерная обломанная перегородка. Это были широкие деревянные крашенные доски, прибитые под углом в 90 градусов гроздями с крупными, как пуговицы, шляпками. По цвету на фоне этой потертой лиловой краски наша белоснежная щепочка выглядит, как новая заплатка на старом сюртуке. И я не хочу сказать, что это шедевр – но что-то эстетическое в этом есть.

Щепка от родной двери -  на чужбине. Как бы она не пристраивалась к чужому времени-пространству, то бишь, проще говоря, хронотопу, все равно она хронотопает только Домой!

Всего лишь щепка, отколовшаяся от дверей нашего дома – но без нее дом неполный, как океан неполный без единственной капли соленой воды, как народ без меня неполный (наивно, но Андрей Платонов уверяет).

Щепка – не беженка, а лишь временно перемещенная особа. Еще шаг, или два – и все щепки от дверей наших домов поплывут ярко-бурлящим потоком в Украину, домой, и приклеятся к свои собственным дверям. А все двери на радостях объединятся в Золотые ворота Киевской Руси, и откроются они навстречу сокровищам всех стран мира, давшим нам прихисток в тяжелую годину. И только перед орками-каннибалами  из дикой страны РыФы  Золотые ворота закрыты будут теперь - навеки.

Смотреть весь набор фотографий тут