28 июля 2016 года по многочисленным просьбам руководителя КП "Херсонэлектротранс", депутата горсовета Егора Устинова (фракция "Оппозиционный блок") и начальника управления транспорта Алисы Вербицкой депутатами было ассигновано транспортному управлению 14 млн гривен на закупку 12 низкопольных бывших в употреблении троллейбусов.
Условия низкопольности появились не просто так: многим депутатам поступали жалобы от пожилых людей, которые ездят на троллейбусах, на то, что тяжело подниматься на две крупные ступеньки в старых советских троллейбусах.
Общественный совет при мэре, рассматривая данный вопрос, также подчеркнул необходимость закупки именно низкопольных троллейбусов. Большинство депутатов горсовета также с этим согласились. Никаких возражений со стороны профильных чиновников не поступало, более того – выпрашивая деньги, они раздали депутатам вместо техническо-экономического обоснования красивые буклеты, текстовая часть которых сводилась к словам "дайте денег", зато художественная часть была на высшем уровне – в буклете были изображены низкопольные троллейбусы марки Mercedes во всех ракурсах.
Как выяснилось впоследствии, эти картинки были предоставлены предпринимателем Анатолием Швораком из Луцка – известным в Украине торговцем транспортными средствами. У него же выяснили ориентировочную цену таких троллейбусов – 1 млн 200 тысяч грн за единицу. Хотя окончательную цену должен был показать тендер, который состоялся 29 сентября, но в технических требованиях к предмету закупки условие низкопольности исчезло.
Надо сказать, на это исчезновение обратили внимание еще перед проведением торгов. И секретарь горсовета Елена Урсуленко даже прямо спросила об этом Егора Устинова, который ввел ее в заблуждение, воспользовавшись тем, что мало кто разбирается в технических характеристиках электротранспорта. Он уверил, что указанные требования обеспечат поставку троллейбусов с низкой платформой.
Воры не были бы ворами, если б ограничились всего-навсего передергиванием предмета закупок. Недостаточно украсть удобство транспорта у бабушек, заставив их как горных коз скакать по ступенькам. Нужно еще украсть деньги из бюджета. При проведении тендера украсть деньги не так просто. Если появляется хотя бы 2 конкурента, они обычно торгуются до последнего, забывая в азарте о потенциальных откатах и прочих не афишируемых интересах заказчика.
Так, в тендере принял участие Анатолий Шворак, который немало удивившись изменениям технических требований, предложил самую низкую цену – 1 млн 020 тысяч гривен. И с его же слов, во время 3-ступенчатого аукциона готов был "падать" до 930 тысяч гривен при условии отсутствия требований к дополнительному "марафету".
Предложенный Швораком, как и другими участниками, товар был вовсе не тем, на что выделялись деньги, а именно – весьма распространенными в Украине троллейбусами Skoda 14TR, которые выпускались в Чехословакии до 1992 года.
Заказчика не устраивала самая дешевая цена, поэтому предприниматель Шворак был отстранен от участия в торгах на основании весьма любопытной причины – во-первых, тендерная комиссия не обнаружила у него среди документов Устава, чем была нарушена ч.4 ст 16 закона "Про публічні закупівлі" (поскольку Устав не предусмотрен для физических лиц-предпринимателей, то заказчик не имел права требовать ни его, ни пояснений, почему его нет). Во-вторых, на предложенные троллейбусы не было соответствующих сертификатов, обязательных в соответствии с Постановлением Кабмина №446 от 14.05.2008 для всех импортируемых в страну транспортных средств. Справки о том, что данные троллейбусы не импортируются, а закупаются на предприятии "Львов электротранс" , избавляющемся таким образом от морально устаревших машин, люди господина Устинова просто "не заметили".
Победителем был назначен ТОВ “Торговый Дом “ЛИТАН” с ценой 1 млн 113 тысяч грн за единицу.
Возмущенному Швораку, который из-за закупок низкопольных Мерседесов для нужд ровенского электротранса пребывал за границей, из-за чего пропустил сроки обжалования результатов торгов, ничего не оставалось как поделиться своим возмущением с СБУ. Честно говоря, я не верю в эффективность этого органа и предлагал ему обращаться в суд, но, к своему удивлению, я ошибся – СБУ оказалась весьма эффективным стражником общественных денег.
Однако Шворак не ограничился кляузой в спецслужбу, но и поделился с херсонскими общественниками фотографией процесса погрузки в Праге заказанных ТОВ “Торговый Дом “ЛИТАН” для Херсона и Запорожья троллейбусов на трейлеры. На фото хорошо видны изъеденные коррозией кузова и электрощиты "новой" техники, которую назвать иначе как металлолом язык не поворачивается.
Возможно, все сошло бы с рук мародерам из "Херсонэлектротранса", но СБУ оказалась на удивление эффективной и заблокировала выполнение договора сторонами до расследования дела по статье 364, ч.2 "Зловживання службовим становищем". Интересно выглядела на этом фоне начатая бандой медиа-кампания по очернению пресловутых "апсчественниов", мешающих городу получить "троллейбусы" – чистый металлолом за миллионы гривен.
Теперь им остается только одно – поджав хвосты смириться с вполне логичным решением об отзыве бюджетных ассигнований. Если эти деньги не отозвать, они так и будут болтаться на счетах, пока открытое СБУ дело будет расследоваться, на что по украинской традиции могут уйти месяцы или даже годы, между тем как для нервной системы жуликов даже под следствием наличие на их счетах денег может оказаться губительным – кусок есть, а откусить нельзя.
Нельзя сказать, что урок прошел врагам впрок. Не успели высохнуть чернила на постановлении СБУ об открытии уголовного дела, как на сайте Херсонского городского совета появился проект решения, отменяющий применение системы Prozorro для товаров и услуг дешевле 200 тыс.грн. Вернее не отменяющий, а дающий таким как Устинов право самостоятельно определять, нужно ли им использовать эту систему или нет. Что лучше: воровать в темноте, но много или на свету, но мало?
P.S. Напомним, что ранее Устинов был пойман на закупках у Николаевской фирмы с признаками фиктивности "запчастей" троллейбусов по 20 договорам по 29 900 грн каждый, уйдя таким образом от минимального порога, принятого в Херсоне по системе Prozorro. Тогда это сошло с рук, вот у него и появился, как говорят, аппетит во время еды.
Владимир Молчанов, эксперт Причерноморского центру политических и социальных исследований