«Херсонский» Интернет на пороге изменений

 
В 2000 году в Украине насчитывалось 200 тыс. пользователей и это составляло 0,4 % от общего населения страны.
В феврале 2011 г. количество пользователей  Интернетом только в одной Херсонской области уже составляет 218 555 пользователей. Надо отметить некоторую условность понятия «пользователь». Это не человек, а уникальный идентификатор компьютера, то есть одним компьютером могут пользоваться и два и три человека. То есть, грубо говоря, в феврале этого года Интернетом пользовалось, по самым приблизительным подсчетам, от 10 до 30 процентов жителей нашей области.

В размерах всего Уанета (Украинского Интернета) эта цифра еще очень мала. Общая доля, по данным авторитетной интернет-службы Бигмирнет, херсонских интернетчиков составляло всего 1,1%. Мы занимаем почетное 13 место (см. диаграмму 1)


Место Херсонской области в украинском Интернете

На сегодня, больше всего пользуются Интернетом жители Киевской области. Доля пользователей с этого региона составила 56,26% от общей аудитории.
 Далее, в порядке убывания, следуют такие крупные регионы как: Харьковская, Донецкая, Одесская, Львовская, Днепропетровская области, далее – Автономная республика Крым и замыкает группу лидеров Луганская область. Их суммарная доля составляет 32,27%.
В то же время в таких областях, как Ровенская, Житомирская и Ивано-Франковская наименьшая активность. В них всего 0,27%, 0,29% и 0,18% посетителей соответственно.
Хотя, количество пользователей Интернетом в Херсонской области весьма и весьма скромное, но за последний год их стало больше в два раза. В январе 2010 года «нас» в Интернете было только сто тысяч человек.
И количество херсонцев, которые регулярно пользуются Интернетом будет только расти. Этому росту помогают самые разнообразные факторы. Например, специалисты Укртелекома уже объявили о планах ввода в эксплуатацию оборудования, которое позволит увеличить общее количество пользователей Интернетом в стране еще на один миллион. Все большее распространение получают так называемый мобильный Интернет. Также на Херсонщине активно развиваются новые всеукраинские провайдеры. Важным фактором распространения Интернета является и реализация социально важных проектом. Например, программа «Библиомост» позволяет подключать к всемирной паутине сельские библиотеки.
Все это указывает на то, что современный херсонский человек будет все больше «интернетизироваться».

Соответствуют ли веб-ресурсы возросшим потребностям херсонцев?
Группа экспертов областной организации КВУ провела экспресс-мониторинг общей ситуации развития Интернета в области. Были проанализированы существующие Интернет-ресурсы, а также их активность. Проведен контент-анализ сайтов. Организаторы мониторинга также провели опрос экспертов.
Было выявлено, что количество сайтов, существующих на Херсонщине исчисляется сотнями, хотя не все из них активно наполняются информацией.
По версии Бигмирнета, в феврале насчитывало 805 сайтов, на которых хоть один раз побывали пользователи (см. диаграмму 2).
Каков он, херсонский Интернет?

Большинство существующих херсонских ресурсов направлены на рекламу всевозможных услуг и товаров (26,58%). Еще 16% херсонских сайтов были созданы для развлечений. И только 4,7% сайтов – это интернет-представительства средств массовой информации, как собственно интернетных изданий, так и страниц традиционных (бумажных или электронных) СМИ. 
В рамках мониторинга «херсонского» был проведен опрос экспертов. Был задан вопрос о том, какие херсонские сайты эксперты просматривают чаще всего. Эксперты назвали около шестидесяти интернет-ресурсов. В их числе оказались как сайты интернет-изданий, так и традиционных СМИ, и официальные странички органов власти, общественных организаций. Можно сказать, что в экспертной среде уже сложилась устойчивая система использования разнообразных источников информации – как официальных, так и независимых (см. диаграмму 3).
 

К сожалению, большинство ресурсов вызывают нарекания у наших экспертов.
Традиционно, официальные странички органов власти критикуются за то, что на них катастрофически не хватает официальной информации, нормативных актов, распоряжений. А если документы есть, то крайне затруднен их поиск.
Многие сайты органов власти созданы для «галочки», неудобные в исполнении, не обновляются. Да их просто невозможно найти в поисковых системах. Хотя, как известно, современные поисковые системы «найдут все». Теперь можно утверждать, что найдут все, кроме интернет-страничек законспирированных местных чиновников.
Отдельная проблема существует у интернет-изданий. Сокращенный вариант критических замечаний можно рассмотреть на диаграмме 4.
 

Если кратко, то можно все проблемы изложить несколькими словами: «непрофессионализм, предвзятость и неистребимая провинциальность». «Хороших журналистов - минимум. красивый слог - большая редкость».
Вот более резкое высказывание, уточняющее суть проблемы: «Обилие лже-СМИ -  желтые, примитивные проекты и так называемые  информационные агентства, в которые, создается впечатление, что приглашают не просто людей малограмотных, но и безумных - книг не читающих, головой не думающих».
У экспертов достаточно серьезные вопросы к качеству материалов.  Во-первых, «главная проблема - качество подачи информации, то есть материалы делаются наспех, порой безграмотно, по-дилетантски. Это издержки оперативности и отсутствие профессиональной редактуры». Добавим, что это и отсутствие элементарного журналистского опыта у большинства «интернет-новостийников».
Во-вторых,  по мнению ряда экспертов, многие новостные ресурсы практикуют простое перепечатывание пресс-релизов. «Прес-релизы используются не как сырье для подготовки материала, а ставятся "as is" («как есть»).
В-третьих, отсутствует системность и аккуратность в подаче материалов: «проблемы в том, что некоторые новости так и не находят своего отображения на новостных сайтах, в то время как другие новости публикуются по нескольку раз в разных вариациях (скоро пройдет митинг - митинг начался - прошел митинг)».
В четвертых, страдает грамотность, стилистика самих текстов, а также иллюстративных материалов.
Причины этого во многом потому, что интернет-журналистика еще не стало профессией, а сопутствует какой-то основной деятельности, а также в том, что информационная составляющая нашего общества не стала пока главной, приоритетной: «для большинства журналистов интернет - это побочное занятие, а посему страдает оперативность».
Следующей проблемой является ощущение «вторичности» от работы новостных ресурсов. Главным образом, «вторичность» связана с обилием «перепечаток» или даже – резче – «воровством новостей», а также отсутствием эксклюзивных материалов. «Перепечатывают материалы друг у друга. Мало эксклюзива, не всегда оперативно работают». Читатели от мгновенного Интернета ждут мгновенных новостей. Этого не происходит по выше перечисленным причинам, а это порождает недовольство читательской аудитории.
От вторичности выходит следующая проблема - предвзятость. «Сайты отличаются лишь наличием/отсутствием информации, которая выгодна/невыгодна владельцу/редактору ресурса»
Для многих пользователей в херсонском Интернете не хватает открытости и прозрачности. Эксперты подчеркивают, что материалы, которые часто публикуются в Интернет-ресурсах, являются анонимными и поэтому вызывают подозрение в заангажированности, продажности, «джинсе». «Они обезличены. Во многих вообще отсутствует указание автора (даже псевдо)».
Еще одна черта, которая указывается в ответах: это отсутствие «авторских блогов». Общество до сих пор не знает журналистов в лицо. Кто они – обычные работники, оказывающие информационные услуги или деятели, имеющие свою точку зрения на происходящее. Добавим, что нет блогов и у абсолютного большинства политиков и общественных деятелей. А если блоги есть, то ведутся они время от времени и несистематично.
«Нет персональных блогов, в которых автор, политик, общественный деятель мог бы излагать собственную точку зрения, без согласования с редактором».
Грустный итог: «В большинстве - много джинсы, пустозвонства, непрофессионализма, безответственности, отсутствует элементарная логика в подаче информации, фактаж притягивается за уши к непонятным субъективным умозаключениям, спикеры упражняются в красноречии, любуясь собой, а соли (сути) в истинном предназначении так и не отыскать. Лепет... Нет ни информативности, ни аналитики, достойных общественного внимания и аудитории разумной»
Кстати, проведенный контент-анализ материалов существующих интернет-ресурсов демонстрирует, что во многом соответствуют ожиданиям экспертов те издания, в которых ее редакторы имеют опыт работы в профессиональных информационных агентствах.
В этих условиях достойную конкуренцию интернет-изданиям могут составить блоги и социальные сети.
Действительно, демократизм современного Интернета позволяет каждому пользователю создать свой блог, найти своих друзей, читателей, единомышленников и фиксировать, и воспроизводить ту информацию, которая является необходимой и интересной именно ему, конкретному пользователю.
Мониторинговая группа КВУ проанализировала только один сервис интернет-блогов - Livejournal.com, так называемые Живые Журналы. Мы выявили 520 блогов, в которых их авторы указали место регистрации – Херсон. Из этих блогов 106 блогов обновлялись в феврале хотя бы один раз. Сравните, что в феврале, по версии Бигмирнет, хотя бы раз обновлялось только 47 сайтов СМИ, партий и общественных организаций. То есть, «Живой мир» обычных пользователей уже активнее и насыщеннее «профессионалов» от информации, политики и общественности.  Кстати, читательская аудитория отдельных авторов Живых Журналов уже сопоставима с аудиторией отдельных местных СМИ.
Мы можем констатировать, что херсонский Интернет в последние годы активно и динамично развивается. Его аудитория за короткие сроки удваивается. Прогнозы роста весьма оптимистические. Все большее количество херсонцев привыкает к новым информационным реалиям. И хотя херсонские интернет-ресурсы достаточно развиты, но их качество вызывает многочисленные нарекания пользователей. И во многом, наши интернет-издания еще не прошли этап становления. Но, сегодня, не дожидаясь стабилизации «традиционных» интернет-ресурсов, активно начинает развиваться живой мир обычных пользователей.
Количество блогов настолько огромно, что уже сопоставимо с количеством традиционных сайтов. Они живут и развиваются по своим законам, отличным от законов обычного маркетинга. Мы уже не раз становились свидетелями, как блоги, развивая и дополняя важные темы успешно формирует общественное мнение через интерактивность и вирусное распространение информации. Во многом этот мир вобрал в себя все старые и новые формы - форумы, чаты, блоги. Упростил выставление  видео и фото.
Мы можем сказать, что херсонский Интернет находится на пороге кардинальным изменений. И катализатором этих изменений должны стать интересные, мобильные блоггеры, с активной жизненной позицией и с умением отстаивать свою точку зрения.
Дементий Белый, Комитет избирателей Украины